Французский исследователь Дидье Дезор из Университета Нанси опубликовал в 1994 году любопытную работу под названием «Исследование социальной иерархии крыс в опытах с погружением в воду».
Изначально в опыте участвовало шесть классических белых лабораторных крыс. Когда приходило время кормежки, их помещали в стеклянный ящик с единственным выходом наверху. Этот выход представлял собой тоннель-лестницу, спускавшуюся на дно соседнего стеклянного резервуара, наполовину наполненного водой. На стене резервуара с водой размещалась кормушка, к которой крыса, вынырнув из тоннеля на дне, могла подплыть и выхватить оттуда галету. Однако, чтобы съесть ее, животному необходимо было вернуться обратно на твердую поверхность лестницы.
Очень быстро среди шести участников этого эксперимента сформировалась четкая иерархия. Две крысы стали «эксплуататорами»: сами они не плавали, а отнимали еду у трех эксплуатируемых пловцов. Шестая же крыса выбрала стратегию самообеспечения: она ныряла за галетами и успешно защищала их от рэкета. Самое удивительное состояло в том, что, сколько бы ученый ни повторял эксперимент с разными крысами, в итоге происходило точно такое же распределение ролей! Даже когда в группе объединяли только эксплуататоров, только рабов или только независимых, их сообщество возвращалось к исходной иерархии. Если же группу увеличивали, результат получался еще более впечатляющий. Доктор Дезор посадил в испытательную клетку двести крыс. Они дрались всю ночь. Утром там лежали три бездыханные жертвы социального катаклизма, а в крысином сообществе сформировалась сложная система подчинения. «Генералам» еду приносили «лейтенанты», которые отбирали ее у рабочих пловцов. При этом кроме «автономных», образовался еще и класс «попрошаек»: они не плавали и не дрались, а питались крошками с пола. Конечно, доктор Дезор не был бы настоящим ученым, если бы (используем эвфемизм, принятый в научной среде) не пожертвовал своих подопытных науке. После препарирования выяснилось, что все крысы в процессе эксперимента испытывали повышенный уровень стресса. Однако больше всех страдали вовсе не угнетенные пловцы, а эксплуататоры!
В свое время эта работа произвела много шуму, ученые-бихевиористы делали самые мрачные выводы о судьбе общества, бесполезности революций и генетически заложенном в нас инстинкте социальной несправедливости. Взгляд, конечно, мелкобуржуазный, но, думается, что-то в этом есть.
Однажды доктор Джон Б. Калхун решил создать мышиный рай. Взял бак два на два метра, установил в нем перекрытия, проложил систему тоннелей с индивидуальными отсеками и поилками и в начале 1972 года запустил в этот рай четыре пары здоровых, генетически безупречных мышей. В баке всегда было +20 оС, каждый месяц его чистили и набивали кормом и материалом для гнезд. Во «Вселенной-25», как Калхун назвал бак, царил золотой век. Через сто дней, осознав свое счастье, грызуны начали бешено размножаться. Население удваивалось каждые 55 дней, и никакого изгнания за грехопадение не предвиделось. Однако еще в момент своего создания «вселенная» была обречена. Ведь номер 25 выбрали неслучайно.
Это был уже 25-й эксперимент на крысах и мышах, и каждый раз рай превращался в ад. Мышам, к 315-му дню размножившимся до 600 особей, уже категорически не хватало пространства. Общество начало стремительно разрушаться. Сформировались любопытные классы: «нонконформисты», которые сгрудились в центре и регулярно нападали на владельцев гнезд, «прекрасные» — самцы, которые не интересовались размножением и ухаживали исключительно за собой, и, наконец, «средний класс», который пытался любой ценой сохранить привычный уклад. В баке процветало насилие, свальный грех и даже каннибализм. В конце концов 90% самок репродуктивного возраста покинули популяцию и поселились в изолированных гнездах в верхней части бака.
На 560-й день со «Вселенной-25» фактически было покончено. Популяция достигла пика в 2200 особей, рождаемость упала, редкие беременности кончались убийством детенышей. Возросшая смертность не спасла рай: последние восемь мышей умерли одна за другой, так и не вернувшись к привычным ролям и не пытаясь завести детенышей! В своей работе «Плотность популяции и социальные патологии» Калхун вместе со «Вселенной-25» похоронил и все человечество: «Еще до того, как нам перестанет хватать ресурсов, люди задохнутся в своих городах!» Хотелось бы сказать: не дождется! Но…
"Автобус с крыльями". В самолётах могут появиться стоячие места Екатерина Землянухина 18.04.2018 14:33
Стоит отметить, что инновационным продуктом уже заинтересовались колумбийская компания VivaColombia и ирландский лоукостер Ryanair.
Итальянская фирма Aviointeriors разработала прототип стоячих мест для самолётов, чтобы повысить их вместимость. Об этом сообщает газета The Telegraph.
— Это инновационное место, поскольку оно позволяет в полной мере использовать пространство между полом и фюзеляжем, — рассказали дизайнеры стоячих сидений.
It’s baaaaaack! The AvioInteriors Skyrider saddle seat is returning to #AIX18 after its controversial reception. Will the fact that 28” is normal on low-cost carriers mean that a 23” squat for a (very) short flight seems more #PaxEx palatable? #avgeek pic.twitter.com/zLylr91NiT — John Walton (@thatjohn) 10 апреля 2018 г.
Ряд "сидений" будет закреплён вертикальными стойками. При этом на уровне бедёр будет расположена мягкая обивка, которая сделает поездку более комфортной. Также для удобства у инновационного "кресла" будут подлокотники.
Стоит отметить, что работа над проектом началась ещё в 2010 году, однако не заинтересовала потенциальных покупателей. Усовершенствованная модель "сидений" была представлена на прошлой неделе на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге и уже нашла отклик у авиаперевочиков.
Главное преимущество новых "кресел" в том, что они позволяют "уплотнить рассадку", увеличить вместимость самолёта на 20 процентов и сократить общий вес лайнеров.
В компании уверены, что "кресла" будут пользоваться спросом у авиакомпаний, которые организуют перелёты на небольшие расстояния.
Однажды Кювье, находясь в здании Парижской академии наук, заглянул в зал, где работала комиссия, составляющая энциклопедический словарь животного мира. Пользуясь случаем, что пришёл знаток своего дела, члены комиссии поинтересовались мнением Кювье по поводу следующего определения слова «краб»: «Маленькая красная рыбка, которая плавает задом наперед». Учёный нашёл это определение замечательным, однако указал на ряд некоторых недочётов: краб не рыбка, не красный, не обязательно маленький и задом наперёд не плавает. А в остальном - сказал ученый - все верно !
У китов бывает стресс — они очень нервничали во время Второй мировой Мы поговорили с одним из ученых, сделавших это открытие (благодаря ушной сере!)
В ноябре журнал Nature Communications (а вслед за ним еще несколько авторитетных изданий) опубликовал статьи о новой работе ученых из Бейлорского университета Саши Усенко и Стивена Трамбла. Они обнаружили, что ушная сера китов хранит память о событиях мировой истории — и что животные реагируют на самые разные стрессы: от беременности до китобойного промысла и морских сражений. Спецкор «Медузы» Полина Еременко поговорила с одним из авторов исследования о том, как случаются такие странные открытия. Исследования ушной серы китов начались благодаря случайному знакомству в Техасе. У одного из ученых — советские корни
Доктор Саша Усенко, соавтор исследования «Уровень кортизола усатого кита как физиологическая реакция на китобойный промысел в ХХ веке», начинает разговор с «Медузой» с предупреждения, что по-русски он не говорит: «Мой дедушка из Украины, но я родился уже в США, в детстве папа заставлял учить русский, но сейчас я все растерял, так что по-английски». Усенко родился и вырос в штате Орегон. Во время учебы и работы в Орегонском государственном университете он специализировался на донных отложениях — по ним можно изучать историю воздействия человека на озера и другие водоемы. «Верхний слой отложений самый молодой; чем глубже, тем старше — так по загрязняющим веществам можно прослеживать историю озера, — рассказывает он „Медузе“. — Я уже тогда задумался, что раз в донных отложениях столько истории, то интересно было бы изучить и ледяные керны, и кольца деревьев». После защиты диссертации Саша перебрался в университет Бейлор в штате Техас — и там шесть лет назад познакомился с коллегой, который направил карьеру Усенко в совершенно неожиданную сторону.
Профессор биологии Стивен Трамбл изучает, как экологическая ситуация и разные экстремальные условия влияют на морских млекопитающих. Главный предмет его научного интереса — усатые киты. В этот подотряд китообразных входят самые крупные современные животные: например, синий кит может достигать 33 метров в длину. Трамбл начал работать в Бейлоре одновременно с Усенко — и они оказались на одной и той же ознакомительной встрече новых сотрудников. «В перерыве, — вспоминает Усенко, — коллеги пошли пить кофе и стали рассказывать друг другу, чем занимаются». Специалист по китам рассказал специалисту по слоям, что возраст кита можно определить по пробке из его ушной серы — как раз по чередующимся светлым и темным слоям, примерно как возраст дерева по годовым кольцам. Усенко и Трамбл выяснили, что по сере можно изучать не только возраст китов, но и их психологию, например уровень стресса
«У кита, как и у человека и у всех остальных млекопитающих, выделяется ушная сера. Это защитный механизм — выгружать всякое ненужное из организма через ухо, — объясняет Усенко. — Когда киты перебрались в воду с суши, их внутренний ушной канал был изолирован от внешней среды — иначе бы холодная вода заливалась слишком глубоко. Это перекрыло выход сере, она стала скапливаться и образовывать пробку». Серная пробка усатого кита достигает 25 сантиметров в длину, она бывает похожа на козлиный рог или на кусок дерева — и копится в ките на протяжении всей его жизни, которая может продолжаться до ста лет.
Усенко и Трамбл поняли, что открыли совершенно новое поле для исследований, — и начали работать вместе. Дело в том, что сера выделяется из тела вместе с разными гормонами. Например, в ней может содержаться гормон кортизол, который рассказывает об уровне стресса. У кита это все образует слои на пробке — новый кусочек серы с примесью разных гормонов прикрепляется ко вчерашней сере, и так каждый день. Поэтому пробка позволяет отследить, как менялся уровень стресса у кита: ушная сера превращается в химический слепок биографии кита.
«Нам надо было придумать, где достать ушную серу кита — ее же не продают в супермаркетах, — рассказывает Саша Усенко. — Мы звонили туда и сюда, и наконец ребята из Смитсоновского института сказали, что у них есть сера — они как раз собирались выбрасывать ее, потому что не знали, что с ней делать. Когда мы получили серу, мы еще полтора года в лаборатории разрабатывали метод для ее изучения, а потом долго искали деньги на исследования».
Сначала Трамбл и Усенко изучали по ушным пробкам отдельных китов. Они убедились, что на уровень стресса млекопитающих влияют такие естественные факторы, как беременность или половое созревание. Их первые совместные работы доказывали, что в ушных пробках китов сохраняются данные не только о гормонах, но и о загрязняющих веществах, попадающих в океан, например, ртути.
Постепенно к ученым попадало все больше серных пробок, хранившихся в разных музеях. Последнее их исследование построено на ушных затычках двадцати китов, самый древний из которых родился 146 лет назад. Сравнение уровня кортизола показало: по этим пробкам можно измерить не только индивидуальный стресс каждого кита в отдельный момент времени, но и представить, как на китов в разное время влияла окружающая среда, в частности человеческая деятельность. Исследования показали: на уровень стресса китов влияет не только то, что происходит с ними, но и то, что происходит с людьми. Например, Вторая мировая война
«Чем активнее охота на китов, чем шумнее воды, тем быстрее снижается популяция китов и тем выше уровень кортизола у китов», — объясняет Усенко. Исследователи обнаружили, что когда китобойный промысел достиг своего пика в 1960-х годах, общий уровень стресса изучаемых китов тоже резко повысился. Когда в 1970-е на китовую охоту наложили строгие ограничения, уровень кортизола в сере подопытных стал падать на 6,4% в год.
В годы Второй мировой войны китов убивали меньше, но уровень кортизола в их ушной сере вырос на 10%. «Война была мировой — много флота задействовано, много бомб. Очень шумно. Киты слышат на расстоянии тысяч километров и чувствовали стресс, даже если находились далеко от боевых действий», — говорит ученый.
Новое открытие принесло двум ученым неожиданную славу — по крайней мере в их собственном университете. «Когда мы только начинали наши исследования шесть лет назад, люди говорили (пренебрежительно): „О, смотрите, команда „ушная сера кита“ идет“. Мы были фриками, — вспоминает Усенко. — Теперь же, когда наши исследования публикуют авторитетные журналы, говорят (восторженно): „О, смотрите, команда „ушная сера“!“ Теперь мы крутые, все хотят сидеть с нами за одним столом в столовой. Но я-то с первого дня знал, что у нас есть все составляющие для успеха: харизматичная мегафауна плюс гадкая сера равно классные открытия и популярность». https://meduza.io/feature....n=share
Министр образования Коми рассказала, что делать школьникам, если у них нет компьютера для дистанционного обучения
В случае перехода на дистанционное обучение, как будет осуществляться учебный процесс тех детей, у которых отсутствует техническое оснащение (ноутбуки, компьютеры)? Такой вопрос поступил министру образования, науки и молодежной политики Коми Наталье Якимовой в ходе "Личного приема" на телеканале "Юрган". В ответе ведомства говорится, что в случае отсутствия у обучающихся технических средств министерство рекомендовало образовательным организациям предоставлять во временное пользование необходимое оборудование, находящееся на балансе школы (при наличии). Компьютеры будут передаваться родителям школьников на условиях ответственного хранения. Еще один вопрос, касающийся дистанционного обучения, касался единой интернет-платформы для учеников средней и старшей школы. "Весенний опыт" показал, что единой платформы для школы нет и каждый учитель выбирает удобную для себя версию портала для обучения. Это крайне неудобно для детей. Действительно, признала министр, школьники и педагоги столкнулись с проблемой выбора образовательных платформ при организации дистанционного обучения. Министерством просвещения Российской Федерации разрабатывается единая онлайн-платформа для обучения в школах, которую планируется создать до конца года.