Армейские начальники признали возможность распространения в войсках ваххабитских идей
Призывники с Северного Кавказа часто ассоциируются с проблемами, которые они создают в армии. Сейчас они почти не попадают в ленты новостей, а еще недавно гремели на всю страну. СМИ (и KM.RU в том числе) писали о массовых драках между русскими и кавказцами в военных частях, публиковали фотографии, где взявшие в некоторых местах верх кавказцы писали название своего региона зубной пастой на лбу у «подмятых» ими солдат других национальностей, выкладывали их телами слово «Kavkaz» на палубе корабля или на плацу, наносили оскорбительные надписи на спины «молодых» или приводили земляков к воротам воинских частей для разборки с командирами.
Все это было, и закончилось несколькими судебными процессами. А потом проблема как-то исчезла из поля зрения. Возможно, потому, что призывать кавказцев стали меньше, а из некоторых республик их вообще не берут. Но этот метод – явно не панацея, о чем на страницах нашего портала рассказывал, например, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов.
Впрочем, быть может, ситуация в армии нормализовалась, изменилась в лучшую сторону? Увы, нет. О том, что она по-прежнему остра и, более того, приобретает новые, гораздо более опасные формы, говорили представители военных частей и военкомы Югры на встрече с лидерами национальных диаспор, состоявшейся на призывном пункте в Пыть-Яхе, сообщила 3 июля «Сургутская трибуна».
Отметим, что этот регион давно вызывает опасения в связи с возросшей активностью ваххабитских проповедников (см. наш материал «Россия теряет Сибирь. И захватят ее не китайцы, а ваххабиты»). Теперь становится понятно, что эта зараза проникла и в армию. «Открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому большинство молодежи подвержено идеям ваххабизма», – рассказал о положении с призывниками кавказских национальностей начальник отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по городу Радужному Сергей Россомахин.
Судя по его словам, проблемы с солдатами с Кавказа длятся десятилетиями. Правда, в советское время законы и единовластие офицеров позволяли поставить их на место. Сегодня же, в условиях демократического общества, неподчинение приказу уже не считается чем-то чрезвычайным, если оно основано на будто бы национальной культуре солдата.
Нетрудно догадаться, что вслед за этим приходит бардак. Собравшиеся военные отмечали: все чаще попытки перевести проблему в политическую область и защитить якобы оскорбленные религиозные либо национальные чувства солдат становятся вразрез с уставом. Дальше – больше: сегодня армия впервые столкнулась с ваххабизмом в своих рядах.
С одной стороны, кавказцы требуют к себе в армии особого отношения (мужчины пол не моют), с другой – рвутся служить, поскольку служба в армии открывает перед ними дверь в военные училища, в органы внутренних дел, на госслужбу и так далее. Служить стало выгодно.
Россомахин продолжил рассказ: «За призыв в Дагестане дают взятку 20-40 тысяч рублей (из зала поправляют: «150 тысяч»). Некоторые убывают в другие субъекты РФ, где встают на учет и требуют призыва. За ноябрь-декабрь 2012 года в Радужный прибыли 29 таких гостей. Май-июнь – прибыли 18 человек. Один из них и вовсе устроил скандал – требовал незамедлительного призыва. Вызывали наряд полиции. Мы излишне политизируем призыв. Говорим много о толерантности, но, простите, она должна быть обоюдной. Должно быть уважение и к русским. Подача звуковых сигналов днем и ночью на улицах городов – это что, толерантность? Или поведение в общественных местах отдельных граждан РФ – это толерантность? Нет. То же самое и в армии. Давайте спросим представителей воинских частей: что им говорят, когда они убывают за молодым пополнением? Спросите, какой инструктаж они получают – кого не призывать? Я не раз ездил за молодым пополнением и получал инструктаж: не брать Северный Кавказ».
Представители диаспор признали: да, это правда. Но по привычке стали искать причину в недавнем прошлом. «То, что происходит сегодня, – это наши ошибки во время перестройки, когда она дала трещину в государстве. Тогда забыли про народ, забыли про армию. Сегодня мы вновь должны воспитывать людей. А если в армию одного дурака отправили, то почему все об него должны спотыкаться? Сегодня наших ребят не берут в президентский полк, не берут в элитные войска, они редко попадают в нормальные части. Однажды мы дали послабление на Кавказе, и сейчас сами страдаем от этого», – откликнулся ответной речью общественный деятель из Пыть-Яха Загир Шашаев.
Выход для улучшения качества кавказских призывников был найден простой, но экзотический. Военкомы округа призвали представителей национальных объединений начать работу по воспитанию призывников, но не простую, а именную. Так, было заявлено о намерении внедрить в работу военных комиссий систему поручительства: на каждого «своего» призывника руководители диаспор будут давать письменную гарантию и нести за него личную ответственность.
Хоть метод и повергает в изумление, поскольку подобное, кажется, не практикуется ни в одной армии мира (во всяком случае, слышать об этом не доводилось), но военные говорят, что единственное, что пока помогает приводить строптивых кавказцев в чувство, – это вызов старейшины «на ковер» в воинскую часть.
В связи с этим возникает вопрос: а не прикреплять ли к каждому из них персональную «няньку» – этакого двухметрового дядьку, который бы доходчиво объяснял, что в армии можно, а чего нельзя? То есть можно и нужно делать все, что требует устав, а нельзя – то, чего там нет. И еще что в армии устав главнее любых религиозных книг, он есть «альфа и омега, начало и конец».
Новость об угрозе ваххабизма в армии несколько всколыхнула местную общественность, и через день начальник отдела военного комиссариата ХМАО по Сургуту и Сургутскому району Олег Путилов вынужден был ее опровергать. «Ваххабизм в вооруженных силах невозможен, – заявил он. – Проявлениями радикального ваххабизма занимаются органы внутренних дел и ФСБ, которые проверяют всех выходцев Северного Кавказа, чем они занимались и не имеют ли эти люди отношения к бандформированиям. Проверяются как призывники, так и их близкие родственники. Мы не можем допустить, чтобы бывший боевик пошел служить и совершенствовал свои навыки. А если солдат начнет проявлять идеи ваххабизма в армии, то эти настроения будут моментально пресечены командирами и сотрудниками военной юстиции», – цитирует его «Югра-ньюс».
По словам Путилова, Россомахин выразил личную позицию, а не пытался отразить мнение всех своих коллег. В то же время он в целом поддержал слова Россомахина в отношении общих проблем с призывниками с Кавказа, как и большинство присутствовавших на встрече старейшин.
«Сейчас мы составили списки призывников с Северного Кавказа, которые будут розданы старейшинам с просьбой, чтобы к началу очередного призыва была проведена индивидуальная работа с призывниками и их родителями. Во время отправки в войска старейшины будут подписывать поручительства за каждого призывника. Когда солдат будет знать, что за него поручились старейшины и земляки, то будет более ответственно исполнять свои обязанности, определенные воинскими уставами, понимая, что с него спросят свои же. Мы хотим, чтобы представители общественности подключились к работе, и считаю, что комплекс мероприятий, выполненный предварительно до отправки призывников в войска, сыграет положительную роль», – рассказал Путилов.
В интернете тут же развернулась дискуссия на эту тему. Участники с кавказскими никами считают, что командиры должны практиковать индивидуальный подход к кавказским призывникам, что борода – это не ваххабизм, а ислам, а требование делать намаз пять раз в день надо уважать, как и нежелание мыть пол и делать другую «грязную» работу. Их оппоненты, наоборот, указывают на главенствующее значение устава. В ответ слышатся возражения, что устав, якобы «рабский», написан еще в советское время и ни во что не ставит личность солдата. Сейчас, мол, иные времена, и устав нужно переписать – чтобы он был с бородами, намазом и мусульманскими полками, где легче все это соблюдать.
Но можно ли будет отправить такой полк в бой, если подойдет время молиться? Рассказывают, израильтяне именно так и выиграли «Пятидневную войну» – используя передышки из намазов.