Не секрет, что социальную сеть Facebook активно используют так называемые «медиа-оптимизаторы» разного калибра для раскрутки сайтов, вирусных видеороликов, рекламных брендов, мелкого бизнеса и т.д. Существует чёрный рынок покупки «лайков» и других услуг на рынке SMO (Social Media Optimization). Чёрный рынок SMO слабо изучен. Есть предположения, что фальшивые «лайки» на рынке SMO генерируются с помощью вредоносных программ, путём рассылки спама, а также ботами в ботнетах. Но сколько именно фальшивых аккаунтов в сети Facebook — никто не знает, а эта информация является ключевой для оценки эффективности рекламы на Facebook, а, следовательно, — для оценки перспектив бизнеса этой компании и её текущей оценки на рынке.
Свой эксперимент решили провести журналисты BBC. Они создали страничку с вымышленной пекарной компанией VirtualBagel Ltd. по производству низкокалорийных булок, и разместили рекламу с призывом «залайкать» эту страничку.
Через 24 часа страничка получила 1600 «лайков», хотя на её странице не было никакого интересного контента. Голоса за страничку пришли преимущественно из Филиппин, Индонезии, Египта и других стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Журналисты BBC сделали вывод об абсолютной «липовости» таких лайков и бессмысленности подобного «белого шума» для рекламодателя. Они поставили под сомнение в принципе эффективность размещения рекламы в сети Facebook.
Удивительно, но этот эксперимент BBC подхватили многие СМИ, которые раструбили о большом количестве спамерских аккаунтов. В результате, поднялась такая волна о неэффективности рекламы на Facebook, что акции корпорации в понедельник 16 июля подешевели сразу на 8,1%. То есть компания за один день потеряла более 50 миллиардов долларов рыночной капитализации — а всё из-за медийного шума от так называемых «ненавистников» рекламы Facebook.