C 2016 года работники госсектора, а с 2020 - все остальные не смогут работать не по специальности. С этого времени будут введены обязательные профстандарты. На следующей неделе, как ожидается, доработанные поправки на эту тему будут рассмотрены во втором чтении - депутаты хотят успеть принять их до конца года. У экспертов есть сомнения: не будет ли "уравниловки" и как учитывать личные качества работников?
апомним, что официально понятие "профстандарты" появилось в Трудовом кодексе в конце 2012 года - тогда же началась их разработка. Этот термин означает требования к работникам по уровню образования, стажу работу и набору умений (то есть описывается необходимая квалификация). По данным Минтруда, до конца будущего года планируется принять 800 профстандартов, утверждено уже 160. Прежняя система квалификаций была основана на двух справочниках: ЕТКС по работам и профессиям рабочих и ЕКС по должностям руководителей, специалистов и служащих. Старый подход устарел, решили новаторы. Сейчас новые стандарты, в первую очередь, создаются для профессий и должностей в госструктурах и бюджетной сфере. Сделать стандартны обязательными для госсектора предполагается с 1 января 2016 года - речь не только о работниках государственных и муниципальных учреждений, но и государственных внебюджетных фондов, а также АО с контрольным госпакетом. Постепенно подключается к этой работе и бизнес - для остальных организаций, кроме вышеперечисленных, как пишет сегодня "Коммерсант", предполагается установить срок с начала 2020 года.
В инициативе, рассмотренной ГД 19 сентября в первом чтении, сроков четко прописано еще не было - это и стало главной претензией к законопроекту. По словам члена комитета Государственной думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Тарасенко, законопроект не отвечает на вопрос, является ли переход на профстандарты обязательным для других работодателей, кроме государственных. Из проекта можно было сделать вывод, что как раз для них применение профстандартов не обязательно. "Стандарт должен работать на специальность независимо от того, в чьей собственности находится предприятие и где работает конкретный гражданин", - уверен Тарасенко.
Предлагаемая система вызывает много споров. Вот, например, один из новых стандартов - чиновники, отвечающие за межнациональное и межконфессиональное согласие, будут обязаны изучить этнопсихологию, этнополитику, регионо- и религиоведение.
Член Центрального штаба Народного фронта, зампред комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов отмечает, что "помимо знаний есть огромное количество других сопутствующих моментов", важных для того или иного чиновника. Речь, по его словам, о степени влиятельности чиновника, общая ситуация в субъекте, отношения с силовым блоком, отношения с диаспорами и конфессиями. "Если это все не учитывать и это будет отсутствовать, то никакие знания не помогут", - считает он. Парламентарий, кроме того, недоумевает по поводу того, каким критерием руководствовались чиновники прежде, когда принимали на работу сотрудников, ответственных за межнациональные отношения.
Немало споров и по другим стандартам - например, так ли необходимо журналисту именно профильное образование, если он пишет на специализированные темы?
В марте 2014 года вице-премьер России Ольга Голодец заявляла о том, что стандарты позволят экономить издержки при подготовке персонала. "Стандарты, которые сегодня сформированы - это нормы, меняющие профессиональную карту каждой профессии", - говорила она. http://www.rg.ru/2014/12/03/rabota2-site.html
Давно пора было такое осуществить, но сколько займет внедрение и переход к такому обязательному правилу, неизвестно? Мне кажется, такое при существующей системе невозможно. Нужно задать тренд, моду, корпоративную заинтересованность в подобных правилах при обработке кадров. Чтобы они сами не хотели брать неподходящего человека, т.к. он не будет приносить деньги/выполнять работу.
А вопрос назрел по причине того, что большую часть среднего класса составляют: госслужащие, врачи, пехота, чиновники, силовые структуры, сотрудники образования. Они конечно в любом государстве присутствуют в этой прослойке, но не в таком подавляющем количестве. Отсюда устройство на работу по блату и постройка дополнительных этажей для выращенных сыновей и дочерей. Вначале берут только своих, которых давно растили и метили годами, а потом уже когда никого не могут найти или никто не соглашается на данную должность, объявляют конкурс и действительно проходят некоторые. Я бы дал 90% своих, остальные по конкурсу, работать ведь кто то должен.
Это сегодняшние реалии, с которыми я сталкивался лично несколько раз при собеседованиях и прямые вопросы, знакомые есть ли здесь? Или где работают ваши знакомые в гос. структурах, а потом уже спрашивают о твоих трудовых способностях.
Есть признаки силового/полицейского государства. Сейчас я думаю еще плановую экономику введут и все оформится окончательно.
Я допускаю, что страна пробует, экспериментирует уже на протяжении века, пытаясь привить и использовать другие модели построения общества, как в других странах планеты, разрушая и возвращаясь на исходную. К тому же формирование национального самосознания, национальной идеи, длится с древних времен и становления государственности с 9 века и пока что не закончилось.
Положительные моменты в жизни в эпоху перемен найти сложно.
ИМХО, сейчас большинство работает не по специальности. Лажа, короч. Скорее всего отмажутся тем, что при приёме на работу будет достаточно иметь любую вышку + какой-нибудь сертификат об успешно пройденных курсах по специальности.