Образовательный стандарт по литературе, апробация которого начинается в 2013 году, оказался в центре критики: Минобразования и Российская академия образования посчитали, что в старших классах нужно проходить Людмилу Улицкую и Виктора Пелевина.
Очередной конфликт вокруг реформы образования разгорелся в январе после появления в книжных магазинах Москвы и ряда других российских городов новой программы по литературе, которая составлена Российской академией образования (РАО). Методичка, собранная, по словам авторов, с учетом новых образовательных стандартов (Львова С. И., Ланин Б. А. и др. Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования. М., 2013), перечисляет в алфавитном порядке классиков и современников, которых школьники должны будут проходить на уроках литературы.
Именно РАО проводит рецензирование всех школьных учебников, которые затем становятся обязательными для школ. Перечисленные в методичке произведения являются, как сказано в тексте, "ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования".
Стоит отметить, что сам федеральный образовательный стандарт по русскому языку и литературе впервые в истории старшей школы не подразумевает того, что называется "программа", то есть списка обязательных к прочтению книг.
О новом стандарте известно вообще не слишком много. "В соответствии с законодательством России в области образования новый стандарт в старшей школе во всех образовательных учреждениях начнет вводиться с 2020 года. Вместе с тем по желанию или по мере готовности общеобразовательные учреждения могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в апробационном режиме, если в них созданы все необходимые условия – кадровые, материально-технические, организационные, финансово-экономические и другие, с 2013 года", – говорится в заявление ведомства.
Важными нововведениями стандарта являются сокращение часов на преподавание (в 10–11-х классах – с 210 до 140), а также сливание русского языка и литературы в один предмет, который так и называется "Русский язык и литература". При этом обязательным является ЕГЭ только по языку, что очевидным образом ставит литературу в подчиненное положение.
Зато вырос список авторов, которых придется изучать школьникам, и именно вокруг этого списка и разгораются основные баталии. В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского "Тихого Дона" теперь можно знать лишь "избранные главы". Из программы исчезают "Медный всадник" Александра Пушкина, "Петербургские повести" Николая Гоголя, чеховские рассказы "Студент", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", а также "Одесские рассказы" Исаака Бабеля. Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.
Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
При этом в школьную программу предложено включить романы "Generation П" Виктора Пелевина и "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля, прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера и Юрия Рытхэу.
Реконструируя логику предложенного списка, можно догадаться, что реформа школьного образования в части литературы ориентирована на ее "осовременивание". Один из чиновников, просивший не называть его имени, в интервью газете "Взгляд" отметил, что "никто уже классиков не понимает, все это от современного школьника далеко, пусть будет Лукьяненко, хоть что-то прочтут".
Не согласны с таким подходом школьные учителя, которым не до конца понятны методика формирования списка и включенные в него произведения. Валерия Лазарева, кандидат педагогических наук, методист, учитель литературы одной из школ новосибирского города Кольцово отметила, что проблема школьной литературы не только в исключении Лескова. "Я работаю в старших классах, – рассказала Лазарева. – ЕГЭ есть, а стандартов нет, творится абсолютная неразбериха".
Не очень понятны учителю и мотивы включения в список некоторых текстов. "Список составлен по алфавиту, Пелевин и Пушкин стоят там рядом. Стандарт апробируют на пилотных школах, и я бы меньше всего хотела под эту апробацию попасть. 10-й класс – он самый насыщенный, там Достоевский, там Толстой, а количество часов сокращают. В 11-м классе – "Казус Кукоцкого" Улицкой, он меня добил: там об абортах, зачем это нужно?"
Лазарева объяснила, как, по ее мнению, можно включать современных писателей в курс русской литературы: "Из Виктора Пелевина – чтобы познакомиться с его произведениями – в контексте антиутопий XX века можно включать "Затворника и Шестипалого", это, по крайней мере, логично".
Проблемой, впрочем, является не только примерный перечень обязательной литературы, но и сам принцип его формирования. Алексей Федоров, кандидат филологических наук, заведующий редакцией литературы издательства "Русское слово", учитель литературы гимназии № 1516 отметил, что недоумение вызывает тот факт, что список обязательной литературы исчез из стандарта. "Для литературы список дидактических единиц особенно важен, он и есть – главное, а все остальное – технология. В этом году впервые литература осталась без содержания, а ведомство устранилось от проблемы наполнения образования", – пояснил Федоров.
Он также рассказал о сложностях, с которыми столкнутся учителя: "В отличие от стандарта, опубликованная примерная программа документом не является, она предлагает некий образец – это теоретически, формально. Однако никаких других ориентиров для составителей авторских программ, которые ложатся в основу учебников, просто нет. Представленная программа оказалась настолько вопиющей, что показала, в чем была опасность новых ФГОСов. Нет широкой экспертизы и обсуждения. Примерная программа сделана авторским коллективом и выдана с претензией на то, что этот список и есть обязательные для всех произведения. Будем надеяться, что появится менее экстремальный вариант. Oднако то, что именно этот вариант появился первым, говорит о грустных тенденциях", - заявил Федоров. http://www.dni.ru/society/2013/1/21/246879.html