"Не тронь мои круги" — сказал Архимед убивавшему его римскому солдату. Эта пророческая фраза вспомнилась мне в Государственной Думе, когда председательствовавший на заседании Комитета по образованию (22 октября 2002 года) прервал меня словами: "У нес не Академия наук, где можно отстаивать истины, а Государственная Дума, где всё основано на том, что у разных людей по разным вопросам разные мнения".
Мнение, которое я отстаивал, состояло в том, что трижды семь — двадцать один, и что обучение наших детей как таблице умножения, так и сложению однозначных чисел и даже дробей — государственна необходимость. Я упомянул о недавнем введении в штате Калифорния (по инициативе нобелевского лауреата, специалиста по трансурановой физике Глена Сиборга) нового требования к поступающим в университеты школьникам: нужно уметь самостоятельно делить число 111 на 3 (без компьютера).
Слушатели в Думе, видимо, разделить не смогли, а потому не поняли ни меня, ни Сиборга: в "Известиях" при доброжелательном изложении моей фразы число "сто одиннадцать" заменили на "одиннадцать" (от чего вопрос становится гораздо более трудным, так как одиннадцать на три не делится).
С торжеством обскурантизма я столкнулся, прочитав в "Независимой газете" прославляющую вновь построенные под Москвой пирамиды статью "Ретрограды и шарлатаны", где
Российская Академия Наук объявлялась собранием тормозящих развитие наук ретроградов (напрасно пытающихся всё объяснять своими "законами природы"). Должен сказать, что я, видимо, тоже ретроград, так как всё ещё верю в законы природы и считаю, что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца, и что младшим школьникам нужно продолжать объяснять, почему зимой холодно, а летом тепло, не позволяя уровню нашего школьного образования опускаться ниже достигавшегося в церковно-приходских школах до революции (а именно к подобному снижению уровн образования стремятся, ссылаясь на действительно низкий американский школьный уровень, наши нынешние реформаторы).
Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).
Столкнувшись с антинаучной пропагандой и в России, я решил посмотреть на пирамиду, построенную недавно километрах в двадцати от моего дома, и поехал туда на велосипеде через вековые сосновые леса междуречья Истры и Москвы-реки. Здесь мне встретилась трудность: хотя Пётр Великий и запретил вырубать леса ближе двухсот вёрст от Москвы, на моём пути недавно огородили и изуродовали несколько лучших квадратных километров соснового бора (как мне объяснили местные деревенские жители, это сделал "известный [всем, кроме меня! — В. А.] бандит Пашка"). А ведь ещё лет двадцать назад, когда я добирал на этой застроенной теперь просеке ведро
малины, меня обошло, сделав полукруг метров десяти радиусом, целое стадо шедших по просеке кабанов.
Подобные застройки идут сейчас всюду. Недалеко от моего дома в своё время население не допустило (используя даже телевизионные протесты) застройку леса монгольскими и другими чиновниками. Но с тех пор положение изменилось: бывшие раньше правительственно-партийными посёлки захватывают у всех на глазах новые квадратные километры древнего леса, и никто уже и не протестует (в средневековой Англии "огораживания" вызывали восстания!).
Правда, в соседнем со мной селе Солослове против застройки леса пытался возражать один член сельсовета. И тогда среди бела дня приехала машина с вооружёнными бандитами, которые его прямо в деревне, дома и застрелили. И застройка в результате состоялась.
В другой соседней деревне, Дарьине, новой застройке особняками подверглось целое поле. Отношение народа к этим событиям ясно из имени, которое они в деревне дали этому застроенному полю (имени, к сожалению, ещё не отражённому на картах): "воровское поле".
Новые автомобилизированные жители этого поля превратили в свою противоположность ведущее от нас на станцию Перхушково шоссе. Автобусы по нему за последние годы почти перестали ходить. Вначале новые жители-автомобилисты собирали на конечной станции деньги для водителя автобуса, чтобы он объявлял автобус "неисправным" и пассажиры платили бы частникам. По этому шоссе носятся теперь с огромной скоростью (и по чужой, часто, полосе) автомобили новых жителей "поля". И я, идя на станцию за пять вёрст пешком, рискую быть сшибленным, подобно моим многочисленным предшественникам-пешеходам, места гибели которых были ещё недавно отмечены на обочинах венками. Электрички, впрочем, теперь тоже порой не останавливаются на предусмотренных расписанием станциях.
Прежде милиция пыталась измерять скорость убийц-автомобилистов и препятствовать им, но после того, как измерявший скорость радаром милиционер был застрелен охранником проезжавшего, останавливать автомобили никто больше не решается. Время от времени я нахожу прямо на шоссе стреляные гильзы, но в кого здесь стреляли — не ясно. Что же касается венков над местами гибели пешеходов, то все их недавно заменили объявлениями "Свалка мусора запрещена", повешенными на тех же деревьях, где прежде были венки с именами сваленных.
По старинной тропе от Аксиньина до Чеснокова, используя гати, проложенные ещё Екатериной II, я добрался до пирамиды и увидел внутри неё "стеллажи для зарядки бутылок и других объектов оккультной интеллектуальной энергией". Инструкция в несколько квадратных метров величиной перечисляла пользу от несколькочасового пребывания предмета или больного гепатитом А или В в пирамиде (в газете я читал, что кто-то даже отправил за народные деньги многокилограммовый груз "заряженных" пирамидой камней на космическую станцию).
Но составители этой инструкции проявили и неожиданную для мен честность: они написали, что толпиться в очереди к стеллажам внутри пирамиды не стоит, так как <в десятках метров от пирамиды, снаружи, эффект будет таким же". Это, я думаю, — совершенная правда.
Так что, как настоящий "ретроград", я считаю всё это пирамидальное предприятие вредной антинаучной рекламой магазина по продаже "объектов для заряжания".
Но обскурантизм шёл вслед за научными достижениями всегда, начиная с древности. Ученик Аристотеля, Александр Филиппович Македонский, сделал ряд "научных" открытий (описанных его спутником, Арианом, в "Анабазисе"). Например, он открыл исток реки Нил: по его словам, это Инд. "Научные" доказательства были такими: " Это — единственные две большие реки, которые кишмя кишат крокодилами" (и подтверждение: "Вдобавок, берега обеих рек заросли лотосами").
Впрочем, это не единственное его открытие: он "обнаружил", также, что река Оксус (сегодня называемая Аму-Дарьёй) "впадает — с севера, повернув около Урала, — в Меотийское болото понта Эвксинского, где и называется Танаисом" ("Та-наис" — это Дон, а "Меотийское болото" — Азовское море). Влияние обскурантистских идей на события не всегда ничтожно:
Александр из Согдианы (то есть Самарканда) пошёл не дальше на Восток, в Китай, как он сперва хотел, а на юг, в Индию, опасаясь водной преграды, соединяющей, по его третьей теории, Каспийское ("Гирканское") море с Индийским океаном (в районе Бенгальского залива). Ибо он считал, что моря, "по определению", — это заливы океана. Вот к каким "наукам" нас ведут.
Хочется выразить надежду, что наши военные столь сильному влиянию обскурантистов не подвергнутся (они даже помогли мне спасти геометрию от попыток "реформаторов" изгнать её из школы). Но и сегодняшние попытки понизить уровень школьного обучения в России до американских стандартов крайне опасны и для страны, и для мира.
В сегодняшней Франции 20% новобранцев в армии полностью безграмотны, не понимают письменных приказов офицеров (и могут послать свои ракеты с боеголовками совсем не в ту сторону). Да минует нас чаша сия! Наши пока ещё читают, но "реформаторы" хотят это прекратить: "И Пушкин, и Толстой — это слишком много!" — пишут они.
Описывать, как планируют они ликвидировать наше традиционно высококачественное математическое школьное образование, мне, как математику, было бы слишком легко. Перечислю вместо этого несколько аналогичных мракобесных идей, касающихся обучения другим предметам: экономике, праву, обществоведению, литературе (предметы, правда, они предлагают вообще все в школе отменить).
В опубликованном Министерством образования России двухтомном проекте "Стандартов общего образования" приведён большой список тем, знания которых у обучаемых предлагается перестать требовать. Именно этот список даёт самое яркое представление об идеях "реформаторов" и о том, от каких "излишних" знаний они стремятся "защитить" следующие поколения.
Я воздержусь от политических комментариев, но вот типичные примеры якобы "излишних" сведений, выписанные из четырёхсотстраничного проекта "Стандарты":
* Конституция СССР; * фашистский "новый порядок" на оккупированных территориях; * Троцкий и троцкизм; * основные политические партии; * христианская демократия; * инфляция; * прибыль; * валюта; * ценные бумаги; * многопартийность; * гарантии прав и свобод; * правоохранительные органы; * деньги и другие ценные бумаги; * формы государственно-территориального устройства Российской Федерации; * Ермак и присоединение Сибири; * внешняя политика России (XVII, XVIII, XIX и XX веков); * польский вопрос; * Конфуций и Будда; * Цицерон и Цезарь; * Жанна д'Арк и Робин Гуд; * физические и юридические лица; * правовой статус человека в демократическом правовом государстве; * разделение властей; * судебная система; * самодержавие, православие и народность (теория Уварова); * народы России; * христианский и исламский мир; * Людовик XIV; * Лютер; * Лойола; * Бисмарк; * Государственная Дума; * безработица; * суверенитет; * фондовый рынок (биржа); * доходы государства; * доходы семьи.
"Обществоведение", "история", "экономика" и "право", лишённые обсуждения всех этих понятий — просто формальные богослужения, бесполезные для обучаемых. Во Франции я опознаю такого рода теологическую болтовню на абстрактные темы по ключевому набору слов: "Франция, как старша дочь католической церкви..." (далее может следовать что угодно, например: "... не нуждается в расходах на науку, так как учёные у нас уже были и ещё есть"), как я это слышал на заседании Национального Комитета Республики Франции по Науке и Исследованиям, членом которого меня назначил Министр Науки, Исследований и Технологии Республики Франции.
Чтобы не быть односторонним, приведу ещё список "нежелательных" (в том же смысле "недопустимости" серьёзного их изучения) авторов и произведений, упоминаемых в этом качестве позорным "Стандартом":
Иными словами, Русскую Культуру предлагают отменить как таковую. Школьников стараются "защитить" от влияния "излишних", по мнению "Стандартов", центров культуры; таковыми здесь оказались нежелательные, по мнению составителей "Стандартов", для упоминани учителями в школе:
* Эрмитаж; * Русский музей; * Третьяковская галерея; * Пушкинский музей Изобразительных искусств в Москве.
Колокол звонит по нам!
Трудно всё же удержаться и совсем не упомянуть, что именно предлагается сделать "необязательным для обучения" в точных науках (во всяком случае, "Стандарты" рекомендуют "не требовать от школьников усвоения этих разделов"):
* строение атомов; * понятие дальнодействия; * устройство глаза человека; * соотношение неопределённостей квантовой механики; * фундаментальные взаимодействия; * звёздное небо; * Солнце как одна из звёзд; * клеточное строение организмов; * рефлексы; * генетика; * происхождение жизни на Земле; * эволюция живого мира; * теории Коперника, Галилея и Джордано Бруно; * теории Менделеева, Ломоносова, Бутлерова; * заслуги Пастера и Коха; * натрий, кальций, углерод и азот (их роль в обмене веществ); * нефть; * полимеры.
Из математики такой же дискриминации подверглись в "Стандартах" и темы, без которых не сможет обойтись ни один учитель (и без полного понимания которых школьники будут полностью беспомощными и в физике, и в технике, и в огромном числе других приложений наук, в том числе и военных, и гуманитарных):
* необходимость и достаточность; * геометрическое место точек; * синусы углов в 30o, 45o, 60o; * построение биссектрисы угла; * деление отрезка на равные части; * измерение величины угла; * понятие длины отрезка; * сумма членов арифметической прогрессии; * площадь сектора; * обратные тригонометрические функции; * простейшие тригонометрические неравенства; * равенства многочленов и их корни; * геометрия комплексных чисел (необходимая и для физики переменного тока, и для радиотехники, и для квантовой механики); * задачи на построение; * плоские углы трёхгранного угла; * производная сложной функции; * превращение простых дробей в десятичные.
Надежду вселяет лишь то, что существующие пока тысячи прекрасно подготовленных учителей будут продолжать выполнять свой долг и обучать всему этому новые поколени школьников, несмотря на любые приказы Министерства. Здравый смысл сильнее бюрократической дисциплины. Надо только не забывать нашим замечательным учителям достойно платить за их подвиг.
Представители Думы объяснили мне, что положение можно было бы, сильно улучшить, если бы озаботиться об исполнении принятых уже законов об образовании.
Следующее описание состояни дел было изложено депутатом И. И. Мельниковым в его докладе в Математическом Институте им. В. А. Стеклова Российской Академии Наук в Москве осенью 2002 года.
Например, один из законов предусматривает ежегодное увеличение бюджетного вклада в обучение примерно на 20% в год. Но министр сообщил, что "заботиться об исполнении этого закона не стоит, так как практически ежегодное увеличение происходит больше, чем на 40%". Вскоре после этой речи министра было объявлено практически реализуемое на ближайший (это был 2002) год увеличение (на гораздо меньший процент). А если ещё учесть инфляцию, то, оказывается, принято было решение об уменьшении реального годового вклада в образование. ... далее про отношение к русским математикам и проблемы мирового образования http://www.mccme.ru/edu/viarn/obscur.htm