Komi-dsl чат
v Для Вас
Мини-чат

Именины:
YouTube

 

Нижнегорский Крым  Нижнегорский Крым
(Сайт побратим)

OBOVSEM-CENTER  OBOVSEM-CENTER
(Сайт побратим)

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: yarcev20071  
Алек.Левинсон:Нынешняя власть превзошла по цинизму советскую
MirДата: Четверг, 19.12.2013, 17:29 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 2446
Награды: 3
Репутация: 9
Статус: Offline
Известный социолог, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра Алексей Левинсон находился на прошлой неделе в Сыктывкаре по приглашению информационного портала «Семь на семь». Характер беседы гостя с гражданами, большинство которых составили журналисты республиканских СМИ, отчасти опровергает результаты ноябрьского исследования самого Левада-Центра, согласно которому россияне всё меньше и меньше интересуются политикой.
 
«Красное знамя»: – Мы оборудовали камерами избирательные участки чуть ли не по всей стране. Общество и власть – это очевидно – не доверяют друг другу. Что ещё нужно сделать, чтобы окончательно превратиться в полицейское государство?
 
– Я сошлюсь на мнение Дмитрия Орешкина, создателя организации «Гражданин наблюдатель», которая сыграла огромную роль в разоблачении фальсификаций на выборах 2011 года. В её и ассоциации «Голос» материалах наглядно показано, как отличаются результаты на участках без наблюдателей и на тех, где они работали. Результаты отличаются в разы. Так вот, если общественный накал вновь возрастёт к ближайшим выборам, то наблюдателей на них станет ещё больше, нежели в декабре 2011 года. В этих условиях, возможно, власть попытается сыграть в ту же игру, что на выборах в Москве и Екатеринбурге. Всё зависит от политической коньюнктуры. Я думаю, что сама идея как бы сказать «У нас выборы честные» – это политический ход, хитрый и эффективный. Демонстрации в декабре 2011 года и в 2012-м напугали власть и заставили поиграть в «честные выборы».
 
Вопрос из зала: – Если голосование и подсчёт голосов – это две разные истории, то какой вообще смысл в ваших исследованиях?
 
– Про «две разные истории» – это не совсем так. Наблюдение заканчивается, когда избирательная комиссия подписывает протокол, который и есть результат, предъявляемый обществу. Если есть результат наблюдателей, то это обстоятельство сильно связывает руки по фальсификации протокола… Ключевая проблема нынешней власти – её цинизм, в чём она превзошла даже советскую власть. Нам как будто говорят: «Да, фальсифицировали. Да, вбрасывали. Ну и что! Иди, умойся!» Все эти мерзопакости отработаны прежде всего в регионах. Не хочу ни на кого конкретно намекать: думаю, что, находясь у вас, не услышу по этой части ничего нового… Когда преступник не то что не думает каяться, а даже и не скрывает своего деяния, то против этого оказываются бессильными моральные механизмы общества. Если преступник смеётся в лицо прокурору, то наказание не будет эффективным. Его посадят на 10 лет, но он не наказан: тюрьма ему – дом родной.
 
И всё-таки, оказывается, иногда власть чего-то боится. Если на площади выходят сто тысяч человек, то тут начинается вибрация…
 
Из зала: – На Украине вы делали какие-то опросы?
 
– Нам на Украину соваться смешно. У них пять серьёзных социологических агентств, из них два – мирового уровня. Они нас иногда зовут понаблюдать что-то коллегиально, но приезжаешь в Киев, и зависть берёт. Если вы видите, что некий опрос проведён Киевским социологическим институтом, можете абсолютно доверять объективности результата.
 
Ещё я хотел бы поговорить о межнациональных отношениях. Эта тема, как ни странно, связана и с выборами. Москву буквально захлёстывает волна ксенофобии, ненависти к «чёрным», «чуркам», «хачам» – как угодно. Это омерзительно и стыдно, увы, для немногих, так как ксенофобические настроения сейчас захватывают и значительную часть интеллигенции. Все беды мегаполиса сваливаются на «понаехавших». Могу предложить собственное объяснение (его разделяет и наш директор Лев Гудков) этому феномену. Незадолго до выборов 11 года в Москве и ещё некоторых городах мы фиксировали всплеск ксенофобских настроений. Состоялись выборы, пошли митинги, и возникло ощущение, что лёд тронулся. Мы вновь проводим исследование ксенофобии, и, оказывается, что она отодвинута на второй план. То есть, как появилась надежда на перемены, понаехавшие перестают быть проблемой. Проходит 12-й год, митинги постепенно слабеют и одновременно вновь нарастают националистические настроения. Наше объяснение: за путинские годы произошёл невероятный численный рост класса бюрократов. В пользу бюрократии перераспределена очень большая часть нефтяной ренты – конечно, весьма неравномерно: до последних ментов дошли гроши. Но дело не только в материальных притязаниях этого класса. Его притязания на главенствующую роль в обществе выражаются и в полицейском произволе. Гражданские правила взаимоотношений растоптаны правилами иерархии, вертикали. Это происходит вроде бы незаметно, но, постепенно сгущаясь, изменяет структуры общественного сознания. Например, московские пробки возникли вовсе не из-за мигалок. Но проехавший с мигалкой перешагнул через общие правила, нарушил общественное согласие, и начинается движение «Синие ведёрки»… Но подобные движения, как правило, демонстрируют общественное бессилие. А если общество бессильно, то оно поворачивается против того, кто беззащитен. Таково поведение авторитарной личности, отвечающей на собственное унижение унижением того, кто ещё слабее.
 
Неслучайно бизнес перестал рассматриваться как социальный лифт. Какой судьбы хотят сейчас своим детям большинство родителей? Госслужащего либо силовика. Только там приличная зарплата и карьерный рост. А ещё мы отметили нечто, что заставляет поёжиться. Как единичные лифты может служить работа в правозащитных организациях: поработал там умный, образованный молодой парень, проявил себя, смотришь, а он уже там – в какой-нибудь администрации (дружный смех в зале – авт.). Это означает закупорку каналов социальной мобильности. Один раз это закончилось 37-м годом, когда для нового поколения потребовалось зачистить пространство.
 
Из зала: – Что же делать? Эмигрировать?
 
– Кто-то сказал: «Сменить страну легче, чем изменить», тем более что купить домик в Черногории дешевле, чем квартиру в Ярославле. Нужны особые причины, чтобы остаться и рисковать.
 
Но, скорее всего, до этого (кровавого сценария – авт.) не дойдёт, и процесс пойдёт по-другому. Сейчас на смену «путинскому призыву» подходит новое поколение, для которого неудобна чересчур ригидная и коррумпированная система. Не надо забывать и о небесконечности нефтяной ренты. Её исчезновение резко понизит привлекательность пребывания в бюрократическом классе. И, наконец, есть великий закон русского развития. О нём многие догадывались, но лучше всего сформулировал французский историк Ален Безансон: «Российская политическая система постоянно колеблется между двумя состояниями. Тотальный контроль с откачиванием всех общественных ресурсов в пользу бюрократии периодически исчерпывает себя, и маятник качается в другую сторону – начинается оттепель, либерализация, открывающая каналы для одарённых, предприимчивых людей». Вероятность оттепели сейчас очень высокая, и вопрос лишь в том, до какой степени качнётся маятник и, соответственно, какого масштаба будет оттепель.
 
Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация, одна из крупнейших в своей области. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования. Левада-Центр первым начал проводить регулярные опросы общественного мнения в масштабах всей страны, начиная с 1988 года. Центр носит имя социолога Юрия Левады (1930-2006).

http://komikz.ru/news/interview/?id=11741
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: