На заседании рабочей группы по развитию туризма в республике 19 июля были представлены основные положения концепции позиционирования Коми на туристическом рынке. Этому предшествовали серьезные исследования аналитиков и экспертов, которые сделали вывод, что о Коми за ее пределами мало кто знает. Помимо изучений документов, принятых программ и всей туристической информации за последние три года, эксперты провели небольшой опрос столичных жителей. Как рассказала директор по стратегическому развитию ЗАО «Консалтинговая группа «Город Мастеров» Тамила Железняк, исследование проводилось в Москве и Санкт-Петербурге, где было опрошено по 60 человек в возрасте от 24 до 51 года, то есть среди тех, кто потенциально может считаться туристом и готов самостоятельно выбирать себе направление отдыха. Людей опрашивали не на бегу, когда респонденты отвечают не думая и впопыхах, а в спокойной обстановке. Так, 38 процентов (это 46 респондентов) ничего не знают о Коми. Варианты ответов были такими: «А что это?», «А где это?», «Это где-то на Север, там живут чукчи», «Это когда человек после аварии не умер, но еще живой». Самой распространенный ответ: «У меня так плохо с географией». По словам Т.Железняк, получается, что Коми ассоциируется с некой географической точкой, поэтому люди говорили, что у них плохо с географией, чтобы не говорить более детально и развернуто. «Результаты таковы: 38 процентов ничего не знают о Коми. Мы не спрашивали людей в глубокой деревне, это Санкт-Петербург и Москва», — резюмировала она. Еще 58 процентов (70 респондентов) что-то знают о республике, причем эти знания достаточно низкого качества. Варианты ответов: «Это приуральская республика», «Бурановские бабушки» — это Коми? Замечательные бабушки, мне очень нравятся», «Там был ГУЛАГ», «Коми-пермяки – это они культурная столица Европы?», «Это финно-угорский народ, там проходит какой-то фестиваль вроде русской Ибицы». Более-менее адекватное представление о республике имеют 4 процента респондентов – 5 человек. Среди них геолог, учитель географии, фитнес-инструктор (кандидат в мастера спорта по альпинизму), военный связист и продавец канцелярских товаров (скорее всего, знает о Коми, так как торгует бумагой «Снегурочка»). «Результат ужасный, с моей точки зрения. Получается, что в глазах потенциальных туристов, произвольно выбранных на самых больших рынках потребления, Коми представляется собой Terra Incognita. С одной стороны, это расстраивает, с другой – вдохновляет, потому что гораздо сложнее переделывать негативный имидж и репутацию, чем строить заново. Все возможности для этого есть». Кроме того, эксперты проанализировали интернет-запросы россиян и выяснили, что в половине случаев Коми интересуются жители республики. Жители двух столиц не так часто ищут информацию о Коми: например, только 2,5 москвича из тысячи интересуются Коми. Более того, как правило, интерес к республике появляется у россиян только после негативных новостей: разливов нефти, пожаров, наводнений, что отрицательно сказывается на имидже Коми. «На таких сообщениях формируется образ региона как территории, где случается что-то плохое», — сказала Т.Железняк.